Наверх
Министерство культуры Хабаровского края

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB.
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо →.
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc.
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.
Закрыть ×

Сегодня 20 февраля 2020

Обновлено 22 минуты назад

События О Министерстве Деятельность Год памяти и славы Обращения Документы Программы Важно Вакансии Контакты

Культура Хабаровского края в Годы Великой Отечественной войны

05 февраля 2020
Культура Хабаровского края в Годы Великой Отечественной войны
Культура Хабаровского края в Годы Великой Отечественной войны
Культура Хабаровского края в Годы Великой Отечественной войны
Культура Хабаровского края в Годы Великой Отечественной войны

Годы Великой Отечественной войны стали временем мощного подъёма художественного творчества; деятели культуры и искусства использовали его более широкие возможности, чем до войны: когда вся культура строилась на принципе партийности. Перед творческими деятелями были поставлены задачи, которые диктовались условиями военного времени, и среди них воспитание патриотизма, социалистического интернационализма, верности долгу, присяге, ненависти к врагу и т.д. В обращении интеллигенции города Хабаровска ко всей интеллигенции Хабаровского края от 25 ноября 1941 г. говорилось: «Товарищи писатели, художники и артисты, работники клубов, избачи, библиотекари и вся интеллигенция! Словом, стихом, песней, музыкой, плакатом поднимайте советский народ на подвиги во имя победы над ненавистным врагом! Все силы на помощь фронту! Все для победы! Да здравствует наша славная Родина!».

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

В феврале 1941 г., незадолго до начала войны, было создано Хабаровское отделение Союза советских художников (ССХ). В военное время работа Союза шла по двум направлениям: наглядная агитация и создание произведений, «рисующих жизнь со всем богатством её проявлений, и то новое, что привнесла в жизнь война» [12, с. 71]. Пропаганду и агитацию называют третьим фронтом Великой Отечественной войны: воздействуя на сознание и чувства людей, она призывала их к сопротивлению фашизму. В тыловом Хабаровске в эти годы выходило «Окно плаката и сатиры» «Удар по врагу». Это был самобытный вид агитационно-массового искусства. Авторы создавали острые сатирические плакаты с лаконичными стихотворными текстами на общественно-политические и международные темы. Первое «Окно» «Удар по врагу» вышло 4 июля 1941 года. Наиболее интересные плакаты издавались массовым тиражом от 3 до 5 тыс. экземпляров (всего 145 тысяч оттисков). За годы войны было подготовлено 450 сатирических плакатов, из которых свыше 50 были изданы массовым тиражом. Все темы плакатов и эскизы работ обсуждались художниками на совещаниях актива с привлечением общественности. В выпуске плакатов принимали участие художники Н.Н. Баскаков, В.Н. Высоцкий, И.А. Горбунов, Л.И. Дешко, И.Д. Ёлкин, В.Е. Кайдалов, М.Г. Козелл, В.М. Слепченко, Н.Н. Соколов, Н.И. Туркин, А.В. Шишкин, Г.А. Цивилёв в содружестве с поэтами П.С. Комаровым, С.Г. Феоктистовым, С.М. Бытовым и др.

Кроме того, художники подготовили к выпуску открытки для писем фронтовикам тиражом 30 тысяч; был выпущен альбом выставки «Великая Отечественная война» (39 листов рисунков с текстами тиражом 5 тысяч экземпляров). Для фронта был издан плакат-выставка «Ни шагу назад!» и серия плакатов для Хабаровского краевого комитета МОПР общим тиражом 15 тысяч [12, с. 71].

В военное время хабаровские художники продолжали выставочную деятельность. Так, в эти годы состоялось четыре краевые выставки, хабаровчане стали участниками межобластной художественной выставки в Иркутске и республиканских в Москве. Работы В.Н. Высоцкого, И.А. Горбунова, А.П. Смелова, И.Д. Ёлкина, А.В. Шишкина были представлены среди лучших произведений художников РСФСР.

Члены оргкомитета и актива регулярно проводили выездные консультации в воинских частях Амурской военной флотилии и частях Дальневосточного фронта, читали лекции из цикла «Великие русские художники», организовывали вечера, посвящённые юбилеям русских художников, проводили творческие отчёты хабаровских художников И.А. Горбунова, В.В. Павчинского, общественные просмотры и обсуждения произведений местных авторов и т.д.

В июне 1944 г. состоялась первая краевая конференция членов Хабаровского Союза советских художников, в работе конференции приняли участие художники Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Ворошилова, Благовещенска, Биробиджана. В ходе конференции обсуждались вопросы необходимости роста организации, использования новых организационных форм руководства, более углубленной идейно-творческой работы [9].

МУЗЫКАЛЬНОЕ, ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО. ГАСТРОЛИ

Основные силы деятелей отечественного искусства в 1941–1945 гг. были направлены на художественное обслуживание фронта и тыла. В годы Великой Отечественной войны Дальний Восток с гастролями посещали известные коллективы и музыканты. Так например, в Хабаровске в военное время с концертами выступали Государственный ансамбль народного танца СССР под руководством Игоря Моисеева, Государственный джаз-оркестр БССР под управлением Эдди Рознера, джаз-оркестр Центрального Дома культуры железнодорожников под руководством Дмитрия Покрасса, Московский джаз-ансамбль Макса Южного, Государственный теа-джаз Леонида Утёсова, Черновицкий государственный джаз-оркестр под руководством Сергея Каштеляна и др.

В конце 1941 г. на Дальний Восток в составе 150 человек приехал Ансамбль песни пляски Центрального Дома культуры железнодорожников (ЦДКЖ) под художественным руководством «заслуженного деятеля искусств, орденоносца» И.О. Дунаевского, композитора, автора массовой и популярной музыки. Он возглавил ансамбль в 1938 г. и руководил им в течение 10 лет. Творческий коллектив вёл активную гастрольную деятельность по всей стране. Неслучайно его называли «ансамблем на колёсах».

С началом войны И.О. Дунаевский получил бронь от Наркомата просвещения и поступил в распоряжение особого идеологического отдела. В сентябре 1941 г. Главным политическим управлением РККА был сформирован агитпоезд, и ансамбль был направлен в гастрольную поездку для обслуживания воинов Уральского, Сибирского, Дальневосточного и других округов, а также оборонных предприятий и населения Сибири и Дальнего Востока. В агитпоезде ансамбля ЦДКЖ имелся радиоузел, большое количество документальных и художественных фильмов. Агитационная работа в то время имела особое значение, поэтому коллектив в поездке сопровождали лекторы-агитаторы. Их выступление предшествовало каждому концерту ансамбля ЦДКЖ.

В конце 1941 г. ансамбль приехал на Дальний Восток, здесь он побывал «в самых отдалённых уголках». В феврале-марте 1942 г. концерты состоялись в Хабаровске в Театре Дома Красной армии. О дальневосточных гастролях И.О. Дунаевский писал, что выступления проходили «во Владивостоке, на Сучане, в бухте Находка и Ворошилове, Комсомольске-на-Амуре». Помимо выступлений, перед тружениками тыла было дано много концертов в частях Дальневосточного фронта и Тихоокеанского флота для «моряков, пехотинцев, лётчиков, танкистов, артиллеристов, железнодорожников, среди командного состава и рядовых бойцов». Композитор, говоря о зрителях, отмечал, что и в «больших помещениях Дома Красной Армии, Флота или в маленьких клубах пограничных застав» коллектив встречал «замечательную аудиторию», людей, «жадно впитывающих культуру», которые «всё, что получают от жизни, переплавляют в себе в железную волю», и это проявляется «в подвигах во славу Родины» [7].

В предвоенном репертуаре ансамбля ЦДКЖ было сто шестьдесят песен и два десятка танцев и плясок. В военное время был расширен песнями и танцами, которые вселяли в тружеников тыла и воинов Красной армии уверенность в победе над врагом. Режиссёром-постановщиком всех программ в эти годы был С.И. Агранян, который умело связывал все номера воедино, что добавляло зрелищности, и они воспринимались на одном дыхании. Концерт ансамбля всегда проходил при переполненных залах, по словам И.О. Дунаевского, с «подлинным увлечением и подъёмом». Программа концерта открывалась популярной песней на музыку И.О. Дунаевского, написанной в первый месяц войны, «На врага, за Родину - вперёд!». Иногда перед зрителями выступал и сам руководитель. Помимо концертной деятельности, композитор встречался с начинающими композиторами для обсуждения их произведений.

В газете «Тихоокеанская звезда» от 6 марта 1942 г. писали о такой встрече, в которой приняли участие начинающие авторы Жукова, Будённый, Лозовский, Калмыков, Зайцев, Томбак, Рейнардт и Шишенин [5]. Ранее газета отмечала, что хабаровские композиторы создали целый ряд «оборонных песен» Так, Л.Т. Жукова к началу 1942 г. написала более 30 песен: «Русские штыки», «Краснофлотская клятва», «Ода Красной Армии» и др., композитор Л.Д. Шишенин – около 15 песен: «Песня о лейтенанте Лукине», «Мы победим» и др. [14]. И.О. Дунаевский, прослушав их песни, сделал некоторые критические замечания, далее участники встречи обсудили, какой должна быть песня о Великой Отечественной войне.

О поездке на Дальний Восток И.О. Дунаевский писал, что всё увиденное здесь дало «огромную творческую зарядку». В гастрольной поездке композитор сталкивался с трудностями, связанными с отсутствием произведений профессиональных авторов, но, несмотря на это, он создал несколько песен на слова местных поэтов. Так, во Владивостоке был сочинён «Марш эсминцев» на слова Зильвенского, «Ястребок» И.Д. Миронова. В Хабаровске была написана «Песня 9-й Гвардейской» на слова красноармейца А.Э. Мейера. В Комсомольске – «Песня об Амурстали» на слова хабаровского поэта Анатолия Гая. Впервые она была исполнена ансамблем ЦДКЖ 15 февраля 1942 г., в Комсомольске-на-Амуре на концерте для гостей и строителей, посвящённом первой плавке на заводе «Амурсталь». Кроме того, на Дальнем Востоке были созданы «Марш сталинской авиации» и песня «Вагоны, Вагоны» на слова А. Арго.

Высоко оценивая сплочённость дальневосточников перед «тяжёлыми испытаниями» и «фашистскими захватчиками», композитор в газетной статье писал о победе, мирном времени, когда жизнь на Дальнем Востоке будет ещё прекраснее и зазвучат песни «о мужестве и героизме, о богатстве рек и озёр, недр и тайги, о великой свободной Советской стране – нашей любимой Родине» [7].

Ансамбль народного танца СССР под художественным руководством И.А. Моисеева был создан в 1937 году. Интерпретация и популяризация танцевального фольклора разных народов мира стали основой профессиональной деятельности коллектива. С началом Великой Отечественной войны ансамбль, который насчитывал 90 человек, был эвакуирован в Свердловскую область, постоянно гастролировал по Сибири, Забайкалью и Дальнему Востоку. Сборы от многих концертов ансамбль переводил в фонд обороны страны. Так, на средства, собранные Ансамблем, был построен танк «ГАНТ СССР». В ноябре 1941 г. коллектив приехал с гастролями на Дальний Восток и пробыл до июля 1942 года. Концерты с успехом прошли во Владивостоке, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре и других городах. В репертуар коллектива входили народные танцы «Бульба», «Лявониха», «Хоруми», «Рыбаки», Метелица», «Газахи» и др., а также современные танцы, отражающие недавнее прошлое и советскую действительность, циклы «Картинки прошлого» («Подмосковная лирика») и «На колхозной улице» («Юрочка», «Колхозная улица») и др. С началом войны программа пополнилась сценами о советских моряках «День на корабле» и сатирическими танцами, изобличающими врага. Местная пресса писала, что «искусство ансамбля воспитывает у зрителя любовь к нашей родине, где цветёт прекрасная дружба народов, укрепляет стремление к победе над заклятым врагом, посягнувшим на их счастье и независимость». [15].

Ведущее место в концертно-исполнительской жизни края в годы Великой Отечественной войны занял ансамбль песни и пляски Дальневосточного фронта, созданный в предвоенное время. Его деятельность способствовала развитию песенно-музыкальной и танцевальной культуры региона. Основным жанром в репертуаре коллектива стала патриотическая песня. В концертную программу вошли «Священная война» А.В. Александрова, «Ой, туманы мои, растуманы» В.Г. Захарова, «Заветный камень» Б.А. Мокроусова, «Песня о Днепре» М.Г. Фрадкина, «Шумел сурово Брянский лес» С.А. Каца, «Вечер на рейде», «Играй, мой баян», «Соловьи», «На солнечной поляночке» В.П. Соловьева-Седого. Содержание репертуара отвечало требованиям времени, было созвучно эмоциональной атмосфере тех лет.

В военные годы широкую известность приобрела песня В.А. Румянцева «Шуми, Амур» на стихи С.Г. Феоктистова, созданная в русской песенной традиции. Она воплотила в себе силу и мужество народа, став настоящим гимном дальневосточников.

В этот период были созданы мобильные концертные бригады ансамбля, которые выезжали в воинские подразделения. Так, было дано 1200 концертов, на которых побывало более миллиона зрителей. Артисты проделали путь длиной более 64 000 км на поездах, пароходах, машинах, лошадях, пешком. Значительная часть концертов давалась непосредственно в частях, включая отдельные заставы. Концертные выступления транслировались по краевому радио, собирая большую аудиторию слушателей.

Кроме того, коллектив ансамбля дал для трудящихся края 36 концертов, средства от которых – 150 тысяч рублей – были перечислены в Фонд обороны страны [1, с. 56].

ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Изменение привычного, довоенного уклада коснулось и деятельности театров, которая была подчинена задачам обороны страны. К 1941 г. в крае работали краевой театр музыкальной комедии, драматический театр Дома Красной армии в г. Хабаровске, драматические театры в г. Комсомольске-на-Амуре и г. Николаевске-на-Амуре, передвижной театр Дальневосточной железной дороги, два кукольных театра (в г. Хабаровске и г. Комсомольске-на-Амуре) и национальный самодеятельный нанайский театр в с. Найхин. С начала войны театры стали планировать военно-шефскую работу, которая вскоре перешла в главное направление гастрольной деятельности творческих коллективов. Перемены происходили не только в организации театральной деятельности, но и в содержании репертуара, призванного поддерживать боевой дух личного состава Красной армии и Тихоокеанского Флота и гражданского населения.

В июле 1941 г. в Хабаровске заканчивались гастроли группы артистов Центрального театра кукол под руководством С.В. Образцова. Спустя несколько дней, в газете «Тихоокеанская звезда» появилось заявление артистов о стремлении «возможно лучше выполнять свою работу, помогая средствами искусства воспитывать достойных советских людей, истинных патриотов» [4]. Отсутствие пьес о Великой Отечественной войне восполнялось в репертуаре миниатюрами, которые высмеивали фашистов, призывали к бдительности и трудовым подвигам. Авторами миниатюр выступали писатели-дальневосточники.

Осенью 1941 г. в Хабаровске был организован краевой агитационный театр под руководством Б.Ф. Заяц. В его программу вошли скетчи, «гротески», драматические этюды: «Однажды ночью», «В провинции», «Связист», «Сильнее смерти» и другие. Основной задачей коллектива было создание «политически заострённых спектаклей, которые бы убедительно, в своеобразной и яркой форме рассказывали о Великой Отечественной войне» [8]. Творческий коллектив побывал с гастролями во всех уголках Хабаровского края. Несмотря на трудные бытовые условия, связанные с отсутствием площадок, творческий коллектив выполнял важную работу по воспитанию патриотизма, ненависти к фашистским захватчикам. Артистами были подготовлены следующие программы: «Огонь по фашизму», «Фронт и тыл», «И только так» и спектакль «Профессор Полежаев».

В годы войны на Дальний Восток приезжали с гастролями Харьковский театр эстрады, Московский театр сатиры, Черниговский украинский музыкально-драматический театр. Коллективы играли постановки не только в городах, но и в отдалённых районах.

Значимый вклад в культурную жизнь края оставил Ленинградский Новый драматический театр. В октябре 1940 г. под художественным руководством Б.М. Сушкевича театр был отправлен на 10 месяцев на Дальний Восток для обслуживания воинских частей. Труппа переезжала от одного пункта к другому, играя спектакли для военнослужащих и гражданского населения. Война застала их во Владивостоке. С середины февраля 1942 г. до осени 1943 г. театр работал в Хабаровске, выезжая в Комсомольск-на-Амуре, Владивосток и Никольск-Уссурийский. Художественный руководитель театра писал, что в условиях войны театр был обязан «перестроить свою работу, пересмотреть репертуар в соответствии с требованиями военного времени» [16]. При выборе драматургии предпочтение отдавалось темам героического прошлого страны и героизму советского народа в Великой Отечественной войне.

В репертуаре театра были спектакли «Русские люди» К.М. Симонова, «Кремлёвские куранты» Н.Ф. Погодина, «Фронт» А.Е. Корнейчука, «Батальон идет на запад» Г.Д. Мдивани. Критика отмечала постановки «Фельдмаршал Кутузов» В.А. Соловьева и «Профессор Мамлок» Ф. Вольфа. Анализируя последний спектакль, И.Г. Машуков характеризовал его как «яркий антифашистский спектакль, мобилизующий советских людей на борьбу с подлыми немецкими захватчиками» [11].

За время пребывания на Дальнем Востоке Новый театр сыграл 1262 спектакля, дал свыше 800 военно-шефских выступлений, на спектаклях побывал почти миллион зрителей [16]. Актёры театра помогали театральной самодеятельности, устраивали лекции об искусстве, проводили сбор средств для помощи фронту и семьям фронтовиков. В 1942 г. группа актёров во главе с Г.Л. Легковым при Хабаровском доме пионеров и школьников создали Театр юного зрителя, и первым её спектаклем стала постановка пьесы «День живых» А.Я. Бруштейн. Из воспоминаний актера Ленинградского Нового театра С.И. Барулина: «У нас в театре было много молодежи, но из-за брони актёров в армию не брали. Очень хотелось что-то сделать для Победы, и вот мы решили создать в Хабаровске ТЮЗ. Организатором и художественным руководителем детского театра стал Г.Л. Легков, режиссером - В.И. Бельтихин, а оформлял спектакли В.И. Гаврилов. В труппе было 16 человек (…). Кроме премьерного спектакля, поставили «Снежную королеву» (по пьесе Е. Шварца). «Таинственный остров» (по Жюль Верну), «Шутники» А.Н. Островского. Играли мы с необыкновенным энтузиазмом, всегда был полный зал ребят. Смотрели спектакли с интересом, и нередко в отрицательных персонажей стреляли из рогаток» [3].

Осенью 1943 г. труппа Ленинградского Нового театра покинула Хабаровск, уехали и артисты, работавшие в ТЮЗе, но сразу же началась организация нового детского театра. В помещении Дома пионеров ему была выделена небольшая комната. Его директором стал А. Лемперт, художественным руководителем - С. Однопозов, первыми актёрами - Д. Швец, П. Носков, А. Кузина, В. Попов, Н. Сорокин, Ф. Фомичёва, Ю. Потёмкина. Технические кадры были подобраны из молодежи, которую предварительно отправили на учёбу в цеха Харьковского русского драматического театра (он во время войны находился в Хабаровске). Так за актёрами появились свои бутафоры, костюмеры, электрики и плотники.

Новый хабаровский ТЮЗ открылся в июне 1944 г. премьерой спектакля по пьесе И.В. Штока «Осада Лейдена». «Театр, - писал С. Петров, - с самого начала не погнался за лёгким успехом, а смело взял для премьерного спектакля благодарный, но очень трудный материал - героическую драму И. Штока «Осада Лейдена». Эта пьеса о восстании Нидерландов против испанских захватчиков в 1574 году. В ней переплетены подлинные исторические факты с героями романа Ш. де-Костера «Тиль Уленшпигель». Три с половиной века отделяют зрителя от событий, происходящих на сцене, но, кажется, что происходят они сегодня» [13]. Героико-романтический спектакль был признан «удачей молодого театра». Спектакль был оформлен талантливым художником А.В. Шишкиным, музыку написал композитор Л.Д. Шишенин.

В военные годы художественным руководителем Хабаровского театра музыкальной комедии был В.И. Ленский, заслуженный деятель искусств РСФСР, мастер жанра оперетты. Его работа повлияла на творческий рост театра, позволила приобрести репертуару художественную целостность. В эти годы были поставлены такие спектакли, как «Боевые друзья», «Пётр Первый», «Ночь в июне», «Жених из посольства», «Дочь падишаха», «Три встречи», которые, как отмечали современники, давали «большой культурный, эмоциональный подъем офицерам и бойцам Дальневосточного фронта» [2, с. 24]. Полноценное художественное решение тема героической обороны страны получила в спектакле «Раскинулось море широко» В.В. Вишневского, А.А. Крона и В.Б. Азарова, премьера которого состоялась в мае 1944 года. Музыку к хабаровскому спектаклю написал И.К. Ипатов. Эта пьеса имела большое значение для опереточной сцены военных лет и с успехом шла во многих театрах страны. Она помогала бороться, поднимала дух, давала новые силы людям в борьбе против врага. Пьеса была написана и впервые поставлена в блокадном Ленинграде. В основу сюжета была положена история жизни и боевой службы экипажа балтийского катера СК-13 «Орлёнок» [6].

В январе 1942 г. Краевым отделом искусств был издан приказ о перестройке работы театра на оборонную тематику и создании четырёх концертных бригад. Перед труппой была поставлена задача «в военное время работать по-военному и <…> отдавать свои силы обслуживанию фронта» [2, с. 27]. Осенью 1942 г. при театре был организован Филиал для выездов в части Красной армии и Флота, художественным руководителем которого стал Н.Л. Энбе. Труппу составили ведущие артисты В.М. Любаров, Н.И. Симонова, И.Ю. Войнаровский, Г.П. Климов, М.И. Варшавский, солисты балета И.А. Жилин, М.П. Енглычевская и концертмейстер В.Д. Разумов. В утверждённый репертуар вошли известные оперетты «Ярмарка невест», «Мадемуазель Нитуш», «Роз Мари», «Сильва», «Сорванец». Кроме того, артисты давали концерты. Все выступления шли в сопровождении фортепиано. Творческий коллектив филиала объездил с гастролями все воинские части, побывав на самых отдалённых пограничных заставах.

МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО

Музейная сеть Хабаровского края военного периода включала пять краеведческих музеев: Хабаровский краеведческий музей, Нижне-Амурский краеведческий музей (г. Николаевск-на-Амуре), Охотско-Колымский краеведческий музей (г. Магадан), Камчатский областной краеведческий музей (г. Петропавловск-на-Камчатке), Анадырский окружной краеведческий музей и Мемориальный музей-памятник Волочаевских боёв [10, c. 96].

Хабаровский краеведческий музей к началу Великой Отечественной войны находился в стадии реорганизации, он во многом утратил научно-исследовательские функции и строил свою работу как культурно-просветительное учреждение, решая агитационно-пропагандистские задачи государства.

В военные годы в музее сократилось число ведущих специалистов (в 1941 г. их было 11 чел., в 1944 г. – 2), среди которых на фронт было мобилизовано восемь; работников музея часто привлекали на лесозаготовки и к сельскохозяйственному труду. Коллективу музея необходимо было не только сохранить музейное собрание как часть историко-культурного наследия, но и проводить работу, которая способствовала мобилизации всех ресурсов страны на борьбу с врагом.

В военное время резко сократилось финансирование всех видов деятельности, не хватало средств на отопление. Экспозиция музея, созданная в начале 1930-х гг., оставалась без изменения на протяжении всей войны, трудное материальное положение не позволяло обновить оборудование и экспонировать новые материалы. Особенно тяжёлой была зима 1943 г., но музей продолжал принимать посетителей, организовывал экскурсии; посещаемость в этот год составила 37 тыс. человек, количество экскурсий - 187. Основной музейной аудиторией этих лет были дети, молодёжь и военнослужащие. Музейные специалисты сотрудничали с командирами воинских частей: предоставляли выставки, читали лекции, помогали политработникам в подготовке выступлений и занятий.

Главным направлением работы музея стала выставочная деятельность. Ведущее место занимали выставки, отражавшие историю страны, героический подвиг советского народа в тылу и на фронте, победы Красной армии. Первая военная выставка «Отечественная война 1941 г.» состоялась в конце июля 1941 года вне стен музея, в павильоне городского парка культуры и отдыха. Материалы для неё были предоставлены отделом пропаганды и агитации Хабаровского Крайкома ВКП (б). Это были копии документов, схем, портретов, плакатов и фотографий из фильмотеки конторы Главкинопроката. Выставка была посвящена победам русского оружия начиная с Ледового побоища. Весьма востребованы были выставки, популяризирующие научные знания, ориентированные на возможности выживания: «Лекарственные и витаминоносные растения Хабаровского края», «Использование верхушек клубней картофеля для посадки», «Местные источники кальция для подкормки скота» и др.

Одним из важнейших результатов работы Хабаровского краеведческого музея в годы войны, как и многих других музеев, стало выявление природных ресурсов, которые могли быть использованы как сырье в промышленности, здравоохранении, обеспечить население продовольствием. Так, заведующая отделом природы Н.М. Моисеенко исследовала состав лекарственных и витаминосодержащих растений края, подготовила инструкцию по сбору и определению их произрастания, составила карты распространения ягодников. В 1943 г. для Крайпотребсоюза музеем были подготовлены полсотни гербарных листов лекарственных растений, а также информация о местах их сбора и способах заготовки.

В годы войны не прекращалось научное комплектование фондов. Собрание музея пополнялось предметами материальной культуры, документами, фотографиями, плакатами дальневосточных художников. Ежегодно оно увеличивалось на 900 единиц хранения. В это время была собрана коллекция фотодокументов Хабаровского краевого комитета МОПР, которая рассказывала о трагедии людей, оказавшихся в оккупации, помощи тыла фронту. Музейные фонды пополнили плакаты серии «Удар по врагу», выполненные И.А. Горбуновым, Д.Д. Нагишкиным, В.В. Павчинским и др. Благодаря приобретению фотографий в отделении КрайТАСС, в коллекции фотоматериалов представлены снимки, сделанные не только в Хабаровском крае, но и на фронте, и на освобождённой от врага территории.

В годы войны перед Хабаровским художественным музеем были поставлены задачи, связанные с активизацией общественно-политической деятельности дальневосточных художников, популяризацией изобразительного искусства среди населения, а также повышением творческого уровня самодеятельных художников. Ведущее место в деятельности музея заняла выставочная работа. В эти годы было подготовлено 29 персональных, стационарных и передвижных выставок. Тематически они отвечали требованиям военного времени: «Выставка батальной живописи» (1941), «Били, бьём и будем бить» (1941), «Военное прошлое русского народа» (1942) и др.

В течение этих лет в музее состоялось три выставки хабаровских художников с разделами профессионального и самодеятельного искусства. Так, IX краевая выставка открылась в декабре 1941 года. На ней было представлено 140 работ, значительная часть которых была связана с темой войны. Среди жанрового многообразия творческих работ в большом количестве были представлены плакаты и карикатуры, также было показано две живописные работы Н.С. Тихонова и Д.С. Шофмана «22 июля» и «Маршалы».

С декабря 1941 г. по январь 1942 г. музеем совместно с Хабаровским краевым отделом по делам искусств и Дальневосточным государственным издательством был проведён конкурс на лучший плакат, посвящённый Великой Отечественной войне. Работы должны были отражать «следующие темы Великой Отечественной войны советского народа с германским фашизмом»: «Наши силы неисчислимы, победа будет за нами», «Всеобщее военное обучение – могучий резерв Красной Армии», «Умножайте производственные силы в тылу, помогайте Красной Армии уничтожить немецких захватчиков» и др. [12, c. 84-85]. В конкурсе приняли участие 39 художников как профессиональных, так и самодеятельных, лучшие плакаты были представлены на выставке и рекомендованы для распространения массовым тиражом. Первая премия в конкурсе была присуждена И.А. Горбунову за плакат «Смерть немецким оккупантам!» [12, с. 85].

В последний год войны экспозиции художественного музея были обновлены, необходимо было создать условия эмоциональной разрядки для посетителя, переживавшего трудное военное время. В музее были созданы экспозиции, посвящённые русскому и западноевропейскому искусству XVIII-XIX веков.

БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

В военные годы Хабаровская краевая научная библиотека, как и другие учреждения культуры, занималась мобилизацией населения в борьбе против врага. С первых дней войны было введено первоочередное обслуживание командования армии, советских и партийных работников, заводов и предприятий оборонного значения. В июле 1941 г. был создан фонд литературы, вышедшей в годы Великой Отечественной войне, он пополнялся обязательными бесплатными экземплярами книг, журналов, газет.

С уходом на фронт многих сотрудников штат библиотеки сократился вдвое, все работы, связанные с уборкой, отоплением, разгрузкой угля, участием в сельскохозяйственных работах и лесозаготовках, выполнялись женщинами. В военное время библиотека старалась повысить уровень обслуживания читателей, увеличилось время работы читального зала с 9 до 23 часов ежедневно, в воинских частях и предприятиях, переведённых на военное положение, были открыты филиалы и пункты выдачи [17, c. 37]. Помимо этого, в библиотеке, в кинотеатрах «Гигант» и «Совкино», в парке культуры и отдыха проводились книжно-иллюстративные выставки по военной тематике, проводились лекции и обзоры книг о военном прошлом страны, устраивались громкие читки [17, c. 36]. Сотрудники библиотеки готовили рекомендательные списки для библиотек края, подбирали литературу по выращиванию поросят, дойке овец, приготовлению брынзы, силосованию кормов.

Агитационная работа библиотекарей сопровождалась также сбором тёплых вещей для фронта и средств в фонд обороны страны. Сотрудники приняли участие в сборе средств на постройку звена бомбардировщиков «Хабаровский комсомол», миномётную батарею МПВО, колонну танков [17, c.37]. В течение 1945 г. для восстановления библиотек территорий, освобождённых от оккупации, библиотека скомплектовала, обработала и отправила тысячи книг художественной и детской литературы в Ставропольский край, Курскую и Сталинградскую области [17, c. 38].

В довоенные годы учреждение столкнулось с проблемой отсутствия условий хранения. Это приводило к тому, что свыше 120 тыс. томов необработанной литературы складировались в сарае, читатели не могли воспользоваться большим количеством книг. 12 августа 1944 г. было принято постановление Хабаровского крайисполкома № 845 о передаче учреждению нового здания, благодаря чему краевая научная библиотека вскоре приобрела значение «научно-методического и справочно-библиографического центра». В декабре 1944 г. фонд библиотеки, насчитывавший 600 тыс. изданий, и оборудование из-за отсутствия транспорта вручную был перенесён в новое здание. Для перемещения книг и их расстановки было организовано пять бригад, в которые вошли сотрудники, учащиеся близлежащих школ и даже читатели [17, 37 c.]. Спустя три месяца был завершён первичный этап освоения помещений, учреждение вновь начало принимать читателей.

Культура и искусство в годы войны имели непреходящее значение как мощнейшее средство мобилизации общественного сознания и поддержания высокого боевого духа советских воинов.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

  1. Акулов, А. А. Из истории ансамбля песни и пляски Дальневосточного военного округа 30-50 гг. ХХ в. / А. А. Акулов // Четвёртые Гродековские чтения : Материалы регион. науч.-практ. конф. «Приамурье в историко-культурном и естественно-научном контексте России» / под ред. Н. И. Дубининой . — Хабаровск : Хабар. краев. краевед. музей им. Н. И. Гродекова, 2004. — Ч. II. — С. 53–57.
  2. Бабурова, Т. С. И в сердце остался след… Театральная летопись / Т. С. Бабурова ; Хабар. краев. благотворит. обществ. фонд культуры. — Хабаровск, 2016. — 248 с.
  3. Барулин, С. И. Воспоминания // Личный архив Шавгаровой А. В.
  4. Волна патриотического подъема // Тихоокеан. звезда.— 1941. — 26 июня.
  5. Встреча И. О. Дунаевского с композиторами Хабаровска // Тихоокеан. звезда .— 1942. — 6 марта.
  6. Драчинский, Н. Раскинулось море широко / Н. Драчинский // Тихоокеан. звезда. — 1944. —14 мая.
  7. Дунаевский, И. Четыре месяца на Дальнем Востоке / И. Дунаевский // Тихоокеан. звезда.— 1942. — 9 марта.
  8. Клебанская, А. Агиттеатр /А. Клебанская // Тихоокеан. звезда. — 1942. — 16 окт.
  9. Конференция художников Хабаровского края // Тихоокеан. звезда.— 1944. — 2 июля.
  10. Корнева, Л. В. Дальневосточные музеи на службе государства (1940-1980 гг.) / Л. В. Корнева // История и культура Приамурья. — 2008. — № 1(3). —С. 96–106.
  11. Машуков, И. Профессор Мамлок / И. Машуков // Тихоокеан. звезда. —1942. — 27 марта.
  12. Мастера кисти и резца : Сборник документов Государственного архива Хабаровского края об истории изобразительного искусства Хабаровского края. – Хабаровск : Изд. Дом «Частная коллекция», 2007. — 448 с.
  13. Петров, С. Удача молодого театра / С. Петров // Тихоокеан. звезда.— 1944.— 16 июня.
  14. Песни хабаровских композиторов // Тихоокеан. звезда.— 1942. —7 янв.
  15. Сурган, В. Народное искусство / В. Сурган // Тихоокеан. звезда.— 1942. — 25 мая.
  16. Три года на Дальнем Востоке. К отъезду Ленинградского Нового театра // Тихоокеан. звезда. — 1943.— 23 сент.
  17. Хроника Дальневосточной государственной научной библиотеки / Дальневост. гос. науч. б-ка ; Сост. : Т. А. Матвеева, Л. Н. Циновская. — Хабаровск, 2004. — 147 с.