Наверх
Министерство культуры Хабаровского края

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB.
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо →.
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc.
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.
Закрыть ×

Сегодня 23 ноября 2017

Обновлено 5 часов назад

События О Министерстве Деятельность Обращения Документы Программы Важно Вакансии Контакты

Открытие выставочного проекта "Ураган времени"

07 ноября 2017
Открытие выставочного проекта
Открытие выставочного проекта
Открытие выставочного проекта
Открытие выставочного проекта
Открытие выставочного проекта
Открытие выставочного проекта
Открытие выставочного проекта
Открытие выставочного проекта

“Ураган времени – революция, корабль бытия пляшет в волнах, летит в грозовой мрак. Трещат и падают устои, рвутся в клочья паруса сознания”.

 

Алексей Толстой.

 

7 ноября в Дальневосточном художественном музее открылась уникальная выставка "Ураган времени", посвященная 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции.

  

В этом году отмечается 100-летие Великой Октябрьской социалистической революции. Практически все ведущие музеи мира откликнулись на это событие рядом экспозиций и выставочных проектов. О причинах и последствиях этого события дискуссии продолжаются и спустя 100 лет. Но никто не оспаривает того факта, что этот переломный момент в жизни нашего государства не только изменил ход его истории, но и оказал огромное влияние на сознание, образ жизни и мыслей его граждан. Все это, без сомнения, не могло не отразиться в искусстве, поэтому произведениям историко-революционного содержания принадлежит очень большая роль, и они составляют самый обширный и важный раздел исторического жанра.

 

На выставке  представлено около 50 произведений живописи, графики и скульптуры из собрания Дальневосточного художественного музея. Многие произведения экспонируются впервые.

 

Прежде всего, искусство отозвалось на революционные события  произведениями тех боевых агитационно-массовых его видов, что получили развитие с первых же дней существования Советской власти и, особенно в условиях гражданской войны - в политических плакатах.

Классиком и одним из основоположников советского политического плаката по праву считается В.Н. Дени. Его плакат «Помоги! Вступайте в ряды М.О.П.Р.»  и сейчас покоряет выразительностью образа.

В.И. Курдов, один из организаторов и создателей плакатов «Боевой карандаш», представлен на выставке серией работ в стиле революционной сатирической графики. Лаконизм линии, силуэта, цвета, надписи, нарочитый примитивизм языка способствовал быстрой доходчивости того, что изображалось на плакате, его остро агитационной направленности. 

 

Революционные потрясения, гражданская война, борьба с голодом и разрухой, которые, казалось бы, должны были снизить активность художественного творчества, в действительности дали ему новый импульс. Первоначально многим из художников всю сложность чувств перед лицом трагических событий всемирно-исторического значения легче было выразить языком символов, в образах аллегорических. Именно в это время блестящими успехами ознаменовалось развитие русского авангарда, который  представлен на выставке творчест­вом таких художников, как Д. Штеренберг, Л. Величковская, Н. Наумов, В. Беляев, В. Викулов.

 

В 20-е годы для сферы духовной культуры России была характерна достаточная свобода. Это один из самых интересных периодов в истории советского изобразительного искусства. На какое-то время общими задачами «борьбы за новую культуру» революция объединила художников самых разных группировок со своими платформами, манифестами, системой выразительных средств. Именно их идейный и художественный спор, столь острый в искусстве первых лет советской власти, делает картину художественной жизни того времени такой напряженной. Наибольшую силу из многочисленных объединений художников набирает АХРР (Ассоциация художников революционной России), пользующаяся официальной поддержкой государства. Организация, открыто, программно стоявшая на революционных позициях, АХРР возникла в 1922 г. на основе Товарищества передвижных художественных выставок.

 

В декларации АХРР объявлялось гражданским долгом мастера «художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве». И они действительно стремились «художественно-документально запечатлеть» жизнь и быт рабочих, крестьян, красноармейцев. «Ахрровцы», как правило, работали во всех основных жанрах советской живописи.

На основе личных впечатлений М.Б. Греков создает героическую летопись подвигов Красной Армии в гражданскую войну, документируя подвиги Первой конной армии Буденного.

Свой вклад в создание «Ленинианы» и «Сталинианы» вносят И.Э. Грабарь («Ленин у прямого провода») и А.Н. Арженников («Портрет товарища Сталина»).

В 30-е годы закономерно обращение к портрету, в котором сочетаются сугубо индивидуальные черты с типическими, характерными для определенной эпохи, отображающей социально-общественное лицо модели. Над развитием такого портрета-типа работает С.В. Малютин («Волжанин»).

Г.Г. Ряжский оставил след в живописи своим обобщенным образом советской женщины, принявшей самое деятельное участие в строительстве нового мира («Девушка в полушубке»).

Целую галерею образов бойцов революции найдем мы в творчестве Ф.С. Богородского в полюбившихся ему лихой отвагой матросах («Матрос»)

А.Н. Самохвалов в своих картинах, стремясь передать дух современности, создает образы «героинь труда и спорта», своего рода современных  богинь, окружённых романтическим ореолом («Девушка в розовой майке»).

 

Большое внимание, естественно, уделяется образу строящейся страны, налаживающей свою жизнь и восстанавливающей хозяйство. К этой теме обращается в своей работе «Выпуск чугуна» Котов Н.Г.

Некоторые художники стремились создать из своих полотен как бы героические поэмы, в их числе В.С. Сварог, опиравшийся непосредственно на свой опыт агитационно-массового искусства революционных лет («Гибель партизана С. Лазо»)

 

Новую страницу в истории советского бытового жанра открывает яркий представитель живописной эстетики и последовательный приверженец идеологии АХРР Н.Б. Терпсихоров («Ликбез на севере»). Его работы посвящены «радостям мирного быта» и «борьбе с пережитками буржуазного общества».

 

К жанру картины-повести о народной жизни, который в XIX веке столь талантливо развивали русские реалисты, обращается Г.К. Савицкий («Ломовые на стройке»).

 

Лирический пейзаж в эти годы получил развитие в творчестве С.В. Герасимова. В его простых по сюжету лирически-задушевных пейзажах окружающая реальность неразрывно соединилась с воспоминаниями о русской провинциальной старине («Пейзаж с домом»).

Работа А.А. Лабаса «У вокзальной площади» - свиде­тельство иного порядка — сопере­живание времени, его эмоциональ­ная правда. Для того поколения, к которому при­надлежит художник, говорить о революции было равнозначно тому, что говорить о себе. Его картины — ожившая атмосфера эпохи в любимой теме: человек и город.

 

В произведениях последующих лет историко-революционная тема решается многопланово. Принимая эстафету от старших художников и обращаясь к временам своих отцов и дедов, мастера 60– 80–х годов сумели добавить много волнующе интересного к тому, что было сказано нашим искусством о тех временах.

 

Хабаровские художники создают овеянные «революционной романтикой» полотна о Гражданской войне на Дальнем Востоке.

Произведения Г. Палкина всегда узнаваемы по выразительному сюжету, композиционной цельности, точности изобразительных элементов и техническому мастерству.

В.Н. Высоцкий, для которого кумирами в творчестве были передвижники, главной в своем творчестве считал тему партизанской войны на Дальнем Востоке («Рейд приамурских партизан»).

Темпераментная пастозная живопись В. Степанова в картине «За землю, за волю» создает своеобразный поэтический образ, присущий народной былине с ее эпичностью и героикой.

Сюжетами графических листов В. Чайки стали исторические события на Дальнем Востоке. Отличительные особенности его произведений  выражаются в своеобразной организации композиции, основанной на динамическом чередовании образов, неожиданных ракурсах и использовании «пустого» пространства в качестве фона. 

Художник В.Г. Зуенко в своих офортах сумел не только отразить время, но и за счет декоративности и стилизации придать своим образам  монументальность.

 

Тема революционной борьбы вошла в искусство как тема современная и остается неразрывно связанной с сегодняшней действительностью, с самым передовым в ней. И глубоко закономерно появление на выставках все новых и новых историко-революционных полотен, скульптур, графических циклов. Нашей эпохе открыто огромное богатство живописного наследия предыдущих поколений. Современного художника не ограничивают практически никакие рамки, которые были определяющими, а подчас и враждебными для развития изобразительного искусства. Некоторая часть современных художников старается придерживаться принципов советской реалистической школы, кто-то находит себя в других стилях и направлениях. Широта художественно-выразительных средств и идеалов, которые предоставило нам прошлое, должна быть переосмыслена и послужить основой для новых творческих путей и создания нового образа. 

 

Экспозиция "Ураган времени" продолжит работу в Дальневосточном художественном музее до 26 ноября.